Авиньонская школа

Очаг искусства присутствовал в Авиньоне и Провансе примерно с 1330 года и вплоть до начала XIV века, но как о школе, можно утверждать о нем лишь в отношении XV столетия.

В XIV в. это был художественный центр, порожденный необыкновенными историческими обстоятельствами - расцвет живописи в Авиньоне был объяснен присутствием здесь папского двора. Авиньонское завоевание пап длилось с 1326 по 1367; папы решили создать из города благородную христианскую столицу и провели большой объем работы, которая должна была символизировать их значимость. Авиньон превратился в один из основных источников европейской культуры, куда прибывают интеллектуалы и живописцы из разных стран. Дальние сиенские живописцы станут не менее важными: Симоне Мартини, Мастер Истории св. Георгия, а затем Мат-тео Джованетти, работавший в Папском замке и в монастыре Вильнёва в 1343-1367 гг. Технические знания и реалистические качества итальянцев сочетались здесь с изысканным вкусом и куртуазным духом французов. Фрески художников "Охота" и "Рыбная ловля" (1342, башня Гард-Роб), которые, так и не стали известными, несомненно, являются коллективным плодом творчества и, считаются слиянием 2-х эстетик.

Однако Авиньон был не только местом встречи различных по национальности художников. Отсюда итальянские мысли переместились на север, здесь были сделаны первые составляющие стил "интернациональной готики".

Во время Большого раскола (1378-1418) авиньонская школа держалась силой наследия. От нее остались лишь только некоторые фрагменты: фрески в ц. Сен-Дидье в Авиньоне, веется в центре уже других взаимовлияний, в особенности предприимчивых из Северной Италии (Лигурия, Пьемонт, Ломбардия). Живописцы переходят Альпы, где открывают для себя разнообразные направления. В данное время две школы, выросшие из готического обычая, были еще идентично жизненно способны, но с начала XVI в. Прованс в своем художественном развитии начинает значительно отставать от итальянского Возрождения, столь несоответствующего ему по духу. "Поклонение младенцу" (Авиньон, музей Кальве) - единственный пример применения уроков Леонардо. Картина показывает, по сути, конец Авиньонской школы, которая в XVI веке станет полностью провинциальной и будет пребывать далеко в стороне от новаторских движений. Выполненные под воздействием флорентийских мастеров, фрески дома Сортов (ныне - Авиньон, Пти Пале), сделанные французскими художниками в подражание росписям башни Гард-Роб. Местные живописцы отыскивают воодушевления в сиенской живописи ("Алтарь из Тузона", Париж, Лувр) или, как Иверни, в ставшей уже архаичной "международной готике". Авиньонская школа в XV веке.

К середине XV века можно утверждать о становлении настоящей школы, хотя в большей степени провансальской, нежели авиньонской. В период политической устойчивости и процветания, способствующих обновлению художества, Прованс, сохранившийся в стороне от разрушений войны, соединяет художников, прибывших с севера; взлет коммерции создает множество новых клиентов, торговых и финансовых. Первый шедевр возникает предположительно в 1443 - известное "Благовещение из Экса" (Экс-ан-Прованс, ц. Сен-Маллен). В этом произведении четко показаны основные черты Авиньонской школы: строжайшая композиция, облегченные объемы, вкус к сильному освещению, которое подчеркивает массы. "Благовещение" оказывает немедленное и длительное воздействие - произведения Гийома Домбе и его мастерской, а также созданные безызвестными живописцами "Алтарь Бульбона" (ок. 1457, Париж, Лувр) и "Пьета из Тараскона" (ок. 1456, Париж, музей Клюни) должны ей собственными типажами, рисунком и расцветкой. Причем, эта картина придает всем провансальским живописцам широту и универсальность; благодаря этому, нидерландское изящество сходит на "нет", которое уступает пространство демонстративно южной вычурности и мощи. Таким образом, у различных, пришедших из разных государств живописцев появляется совместная и отличительная манера. Данная новая манера находит свое наиболее яркое применение в середине века, в таких произведениях, как "Пьета из Вильнев-лез-Авиньон", приписываемая Ангеррану Картону. В эту эпоху Авиньон восстанавливает свое главенство в области искусства: из документов нам известно огромное число художников и картин, которые не сохранились до нашего времени. Данный очаг художества, появившийся на перекрестке торговых и культурных путей, сберегает постоянную связь как с севером (Бургундия, Париж, Фландрия), где имеется большинство художников Авиньонской школы, так и с средиземноморскими регионами (Неаполь, Сицилия, Испания), где имеются подобные формы и тот же дух (этому взаимосвязи способствовало, может быть, возвращение из Неаполя короля Рене в 1442). В 1470-е в Провансе, как и по всей Северной Европе, разошлась волна нидерландского воздействия, которое было поддержано здесь владыкой Рене, горячим приверженцем нидерландской живописи.

Художники (Фроман, безызвестный автор "Алтаря Перюсси", Нью-Йорк, музей Метрополитен), подражавшие формам и типам Севера, берегут, тем не менее, неотъемлемый им жесткий почерк и быструю технику. На протяжении крайних двух десятков лет века новое поколение, наиболее свободное в отношении нидерландского воздействия, воскрешает большой провансальский обычай середины столетия, воспоминания о которой оказалось весьма живучим: Шанжене, Лифе-ренкс и Дипр продолжают розыски Мастера Благовещения из Экса и Картона; фигуры снова приобретают утраченную было монументальность, формы снова станут геометризированными и подчеркнутыми освещением.

Список художников данного направления:

Категория находится в стадии заполнения.