Бидермейер

Бидермейер (нем. Bidermeier) - художественный стиль, распространенный в Германии и Австрии в 1815-1848 годах. Это направление в австрийско - немецком искусстве, как в живописи, так и в архитектуре и дизайне. Слово Bieder, в переводе, означает "обывательский, простодушный". Есть два предположения возникновения этого стиля. Немецкий поэт Л.Эйхродт взял себе псевдоним "Гоглиб Бидермейер", под ним он печатал в журналах эпиграммы, и стиль получил свое название по этому псевдониму. По другой версии, название стиля дали пародийные юмористические стихи Л.Эхродта и А.Куссмауля, опубликованные в 1855-1887 годах в одном из журналов Мюнхена. Их придуманный автор, скромный учитель Глиб Бидермейер - простой обыватель, благодушный, незадачливый, который любит спокойную жизнь и уют.

В живописи бидермейера присущи небольшие форматы полотен, тщательно и тонко произведена манера письма, без изображения каких либо действий, большой акцент уделен на проработку мелких деталей. Бесконфликтная натура обывателя способствовала и обязывала бидермейеру освоить художественный опыт романтизма с его поэтическими взглядами на мир с ироническими взглядами и позволила "одомашнить" этот стиль, сгладив все крайности. Наиболее яркое выражение стиля бидермейера  получила бытовая живопись, хотя мастера этого стиля пробовали себя  в портретах, пейзажах и других стилях.

Художник из Дрездена Георг Фридрих Керсинг (1785-1847), один из друзей Каспарта Давида Фридриха, в своей картине "Автопортрет в мастерской" (1811 г.), заложил явный поворот от романтизма к бидермейеру. На картине изображен герой автопортрета, но находится он спиной к зрителю: он со своими эмоциями находится в тени, а зрители могут без смущения рассматривать и изучать обстановку его жилья. О характере хозяина комнаты рассказывают его вещи: пальто, висящее на гвозде у двери, курительная трубка на подоконнике, на секретере баночки с красками вперемежку с книгами . Художники портретисты бидермейера не воспринимали человека как самостоятельную личность, а связывали его неотъемлемо с его домом и с  предметами, которые его окружают.

На пейзажных работах бидермейера изображены в основном городские пейзажи Берлина и Мюнхена, притом изображены с документальной точностью. Это касается не только домов и построек, но и прохожих - конкретных людей. Так, к примеру, на полотне берлинского мастера Франца Крюгера (1797-1857) , под названием "Парад на Оперной площади" (1824-1829 гг.) изображены в толпе зрителей многие знаменитости на то время – скрипач и композитор Никола Паганини, архитектор Карл Фридрих Шинкель и многие другие.

Романтизм оставил свою метку на бидермейере – это интерес к отечественному фольклору и истории. Значительно это заметно в мире немецких сказок. Сказочные темы, в своих циклах картин и больших акварелях, представил мюнхенский живописец Мориц фон Швинд (1804-1871). Дрезденский художник Адриан Людвиг Карл Шпицвег. Бедный поэт.1839 г. Государственные музеи, Берлин.

Рихтер Адриан Людвиг (1803-1884) выполнил иллюстрацию немецких пословиц и иллюстрировал также знаменитые "Детские и семейные сказки" братьев Гримм.

Основная центральная тема в живописи бидермейера это показ повседневной жизни "маленького человека". Художник самоучка из Мюнхена Карл Шпицвег (1808-1885), создал галерею подобных персонажей, живых и трогательных. Как и "Бедный поэт"(1839 г.), живущий на чердаке, творящий свои произведения, прикрыв зонтиком дыру в крыше.

Мастера бидермейера относились к своим героям своих произведений с теплотой, но никогда их не идеализировали. Они могли подсмеяться над ними, как например Эдманн Хюммель (1769-1852), написавший картину "Увеселительный сад в Берлине" (1831 г.). Художник подметил, что гуляющие студенты, дамы с детьми и военный, отражаются в перевернутом виде на полированных стенках большой гранитной вазы. Хюммель не только безмятежно любовался окружающим миром, но и был в постоянном живом контакте с ним. В своем дружеском письме, Адриан Людвиг Рихтер, сообщал, что живет он тесно, но уютно, что пишет письмо в беседке и его окружают ряд цветущих розовых кустов. Затем он пишет, что ветер их колеблет, и он же перевернул страничку листа, вот почему на ней и образовалась большое чернильное пятно. Видно, что художник, писав письмо другу, ни на минуту не отвлекался от окружающего мира и был постоянно в контакте с ним.

Бидермейер не связывал себя особым почтением к старым мастерам, противостоял академической традиции. Просматривается насмешка в картине  Иоганна Петера Хезенклевера (1810-1853) "Сцена  в мастерской" (1836 г.), на которой изображены молодые художники, бесшабашные и оборванные, толпятся вокруг большого холста, перевернутого тыльной стороной к зрителю, весело его обсуждая. По комнате разбросаны фонарь, череп, шпага и фолианты. Они не являются символами суеты, как в живописи XVII века, а это просто реквизит художника, находящийся там, где его оставили. Реализм середины XIX века зародился на "питательной среде" бидермейера, который ощутил художественную ценность настоящего, а не прошлого.

Список художников данного направления:

Категория находится в стадии заполнения.