Франц Клайн

Категория: Художники - .

Франц Клайн

Художник родился в мае 1910 года в населенном пункте Уилкс-Барре, штат Пенсильвания, США.

Начальное образование он получил в колледже Джирард, находящемся в Филадельфии. Затем последовала учеба в Бостонском университете, где он находился с 1931 по 1935 годы. Клайн проявил интерес к европейскому искусству, что привело его в Школу искусств Хезерли, находящуюся в Лондоне. Там он провел два года (1937-1938), насыщенные плодотворным трудом.

На первом этапе своего творчества художник писал работы, находясь под влиянием авторитета известных мастеров - Рембрандта и Веласкеса. К концу сороковых годов двадцатого столетия художник попробовал себя в абстракционизме. Его первые работы выделяются контрастным и широкоформатным стилем. Источником особого вдохновения для него будут урбанизированные города-мегаполисы. Особенно часто художник пользовался сочетанием черно-белых красок, чтобы усилить впечатление производимое полотном на зрителя. Его стиль поражает простотой и изяществом. Постепенно мастер перенес свою интуицию в более крупные масштабы, уделяя особое внимание динамике исполнения. Манере письма Клайн уделяет такое же внимание, как и равновесию света и тени на своих полотнах.

Франц Клайн был одним из основателей Художественной школы в Нью-Йорке, созданной после завершения Второй мировой войны. Среди его соратников были Джексон Поллок, Адольф Готлиб и Марк Ротко. Начиная с 1952 года, он начал преподавание в колледже Блэк Маунтин, расположенном в штате Северная Каролина. В 1954 году  продолжил преподавание в школе при Музее искусств в г. Филадельфия.

Франц Клайн заслуженно считается одним из  ярких представителей  абстрактного экспрессионизма североамериканского континента. В его творчестве часто используются элементы восточной каллиграфии и печатных иллюстраций. От каллиграфии он взял правило насыщать фон тремя цветами - черным, серым и белым. От иллюстраций - фактурные модуляции, позволяющие острее ощущать пространство на полотне.

В его работе "Белые формы" - основным фоном служит белое пространство, где неожиданно появляются черные мазки, дающие ощущение парения в пространстве. Художник постарался сделать так, чтобы зритель обратил внимание  на изменение  белого фона  под влиянием мазков. Внизу полотна сохранена идеально - белая поверхность, как бы затягивающая зрителя вглубь пространства полотна.

Часто он находил образы для будущих работ среди городского ландшафта: недостроенные или разрушенные сооружения. Мастеру удавалось передать следы энтропии при помощи решительных штрихов кисти и контрастным сочетанием белого и черного цветов.

Взлеты и падения в искусстве

Некоторые критики подвергали художника яростным нападкам, считая, что в его работах отсутствует гармония и ритм.  Но глубокая внутренняя наполненность его полотен и напряженность сюжета, помогли художнику найти своих почитателей. Экспрессивность работ художника, не оставила равнодушными истинных поклонников его таланта.

В период творческой зрелости  мастер начинает применять более яркие цвета,  но это никак не умаляет его работы, и не делает их менее живыми. Клайн так использует несколько цветов, что их сочетание вызывает у зрителя иллюзию трехмерного пространства. Мастер противопоставил миру стандартных картин уникальные полотна, ярко выражающие силу движения человеческой руки.

Работы художника успешно выставлялись в Сан-Паулу, Венеции и США.

В 1962 году великий художник оставил этот мир.

Полотна Франца Клайна - благодаря созданной им концепции - гармоничны и понятны  в той действительности, которая придумана художником. Каждое движение кисти, запечатленное на полотне, несет на себе отпечаток физического и интеллектуального труда мастера.