Теодорос Стамос

Категория: Художники - .

Теодорос Стамос

Теодорос Стамос был одним из самых выдающихся и молодых абстрактных экспрессионистов, писавших в Нью-Йорке в 1940 – 50 годах. Родился в семье греческих иммигрантов в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена. Его отец вырос в городе Лефкас, мать была из Спарты. Живописью Стамос увлекся очень рано – еще, будучи подростком, он выиграл стипендию для обучения в американской художественной школе, где вместе с Джозефом Кеннеди и Саймоном изучал скульптурное искусство. Член группы "The Ten" Иосиф Солман вначале был инструктором, а впоследствии и наставником Стамоса. Под его влиянием он посетил "An American Place Gallery", где столкнулся с работами Артура Дав и Джорджии О’Киф, которые произвели на него особое впечатление. В тот период Стамосу приходилось цепляться за любую возможность подработать: он был флористом, продавцом в книжной лавке, наборщиком текста. Однажды ему повезло, и на очередном рабочем месте он совершенно случайно познакомился с видными представителями европейского авангарда – Аршилем Горки и Фернаном Леже.

К 1943 году он стал представлять собой весьма примечательного художника, и, видный на то время, дилер Бетти Парсонс предоставила ему персональную выставку в своей галерее и книжном магазине Wakefield. Парсонс была важной фигурой в художественной жизни Нью-Йорка, поэтому ее желание показывать на своих выставках работы Стамоса до 1957 года пошло на пользу его известности. К середине 40 годов карьера Теодороса начала стремительно расти вверх – его работы выставлялись в Whitney Museum с 1945 по 1951, в Art Institute of Chicago в 1947 и в музее современного искусства в 1948. С того времени его работами стали интересоваться многие коллекционеры, а Музей современного искусства в 1946 году приобрел одну из лучших картин Стамоса – "Звуки". Его произведения отличались приглушенными тонами цвета земли и биоморфными образами, сочетавшиеся с незавершенными органическими формами.

Шаг за шагом к известности

К концу 1940-х годов он стал одним из членов известной Нью-Йоркской группы абстракционистов – "The Irascible Eighteen", в которую помимо него входили: Виллем де Кунинг, Адольф Готлиб, Эда Рейнхардта, Гедда Стерн, Ричард Пузетт-Дарт, Уильям Базитес, Джимми Эрнст, Джексон Поллок, Джеймс Брукс, Роберт Мотеруэлл, Брэдли УолкерТомлин, Барнетт Ньюман и Марк Ротко.

С последним Стамос поддерживал особенно теплые отношения, и когда Марк Ротко умер, Стамос похоронил его на северном конце Лонг-Айленда. Причем надгробный камень был самым обыкновенным и не выделяющимся. Зато там же он возвел эффектный дом на сваях рядом с утесами, выходящими на пролив. Теодорос хотел упокоить Марка вдали от суеты и лишнего внимания, но при этом в хорошем месте, и ему это удалось.

Примерно с 1950 года Стамос начал изучать новый подход к абстракции и, вдохновившись эстетикой азиатского востока, сотворил одну из своих широко известных серий картин "Tea House". Они характеризуются ограниченной палитрой, накладываемой темными каллиграфическими кистями и четкими геометрическими формами. Позже, с 1950 годов, Стамос начал работать с более упрощенными композициями. Он использовал несколько слоев тонкого пигмента и уделял много внимания созданию глубины и просторного восприятия за счет цвета.

Большую часть своей взрослой жизни Стамос путешествовал. Он побывал на северо-западе Тихого океана, посетил Европу, Египет. Начиная с 1962 года, он создал несколько содержательных серий картин, в некоторые из которых входили и подсерии. Эти абстракции характеризуются широким цветовым спектром и тонкими линиями форм.

Кроме того Стамос много преподавал для студентов-художников в Нью-Йорке. За год до своей смерти 43 свои работы он пожертвовал в Национальную галерею в Греции. В 1997 он умер, и был похоронен в городе Лефкас.