Импрессионизм

Импрессионизм (impression – "впечатление") возник во Франции во II-ой половине XIX столетия как художественный стиль в искусстве. Художественная концепция импрессионизма выражала стремление мастеров искусств непринужденно и естественно выражать художественными средствами красоту и изменчивость окружающего мира, обнажая собственные мимолетные впечатления.

Условия возникновения направления "импрессионизм"

Свежее движение стало реакцией на застой в искусстве вследствие господства  академизма. Хотя следует признать, что рождение импрессионизма было предопределено целой цепочкой факторов:

  • Изобретением Л. Дагером фотографии в 1839 году. Открылись новые перспективы в способах и приемах художественного отображения окружающего мира.
  • Научными открытиями О.Руда и Э.Шевреля в области цвета и цветоделения.
  • С 1841 года, возможностью хранить скоропортящиеся краски в оловянных тубах, что позволило живописцам работать на "натуре" (пленэре). Художники Барбизонской школы первыми начали писать этюды в условиях натуры, что и предопределило появление нового направления.

В основу нового стиля лег принцип "писать среди света и воздуха", что стало началом эпохи пленэрной живописи.

Рождение и развитие импрессионизма в живописи

Импрессионизм как новое течение в живописи возник в 1860-х годах, благодаря энергии молодых художников-жанристов О.Ренуара, Э.Мане, Э.Дега, которые искали способы привнести во французское искусство свежесть и новаторство. Стремление непосредственно наблюдать течение жизни побуждало их запечатлевать мимолетные ситуации, изменчивость и неустойчивость форм и состояний, случайные композиции, точки зрения и необычные ракурсы.

Уже к началу 1870-х годов в пейзаже сформировались импрессионистские приемы и методы: живописцы А. Сислей, К. Моне, К. Писсарро впервые разработали последовательную, логическую систему пленэра, которую они активно использовали в своих произведениях.

Открытый воздух добавлял в их работы свежесть и простор, богатую палитру природных красок вместе с блеском дождевых капель, помогал растворять объекты в естественной среде обитания, чувствовать движение воздуха и вибрацию цвета. Такому эффекту способствовала детально разработанная колористическая система. Система предусматривала разложение сложных тонов на отдельные чистые цвета светового спектра. Отдельные цвета поэтапно накладывались на холст с расчетом на оптическое слияние в глазах зрителя. Такая техника создавала удивительно живую, трепетно свежую живопись.

Художники-импрессионисты особое внимание уделяли взаимоположению предметов и окружающей среды, изучению переменчивости тона и цвета объектов в меняющейся каждую минуту окружающей обстановке. Вооружившись таким подходом, они по несколько раз воспроизводили одни и те же сюжеты, стремясь получить исключительной чистоты цвета и фактически убрав из своей палитры черную краску.

Продвижение импрессионизма

Импрессионисты активно продвигали свое искусство на выставках, которые проводились довольно нерегулярно с 1874 по 1886 годы. Именно на первой выставке работ художников нового направления и возник термин "импрессионизм". Присутствующий на выставке критик Луи Леруа довольно иронично отозвался о выставленных работах, особенно отметив работу К. Моне (1872 г.) "Впечатление. Восход солнца", сказав, что "слабо обработанные обои более закончены, чем этот морской сюжет…". Сторонникам направления (не всем, конечно) понравилось новое название, как отвечающее творческому методу, которому они следовали: передача впечатления, фиксирование ускользающих моментов текущей жизни.

Последняя выставка работ импрессионистов состоялась в 1886 году, хотя, как направление в живописи, импрессионизм продолжал жить и развиваться: подобные поиски форм и цвета велись живописцами многих стран – Германии (Л. Коринг и М. Либерман), Англии (Дж. Уинстлер), России (К. Коровин и И. Грабарь).

Импрессионисты совершили революцию в искусстве, разбудив сознание современников, показав им новые горизонты. Таким образом, импрессионизм послужил мощным стимулом к развитию искусства, возникновению новых течений, концепций и форм. В глубинных недрах импрессионизма появились ростки неоимпрессионизма, постимпрессионизма, фовизма, которые, в свою очередь, развились в новую художественную эстетику и направления.

Список художников данного направления:

Заголовок Дата создания
Валентин Александрович Серов 30 Май 2013
Винсент Виллем Ван Гог 20 Март 2013
Франсуа Огюст Рене Роден 23 Март 2013
Эдуард Мане 18 Март 2013