Историческая живопись

Один из самых значительных жанров живописи - историческая живопись, которая, как и история, всегда обращена к потомкам. Традиционно историческая живопись обращалась не только к реальным событиям в истории, но и к сюжетам мифов, библейским и евангельским сказаниям.

Изображениями судьбоносных для всего человечества или нации событий далекого или недавнего прошлого живописцы выражали собственное отношение к ним, оценивая исторические события в соответствии с этическими, философскими и эстетическими представлениями своей эпохи.

Эпоха Возрождения

Развитию исторической живописи дала толчок Эпоха Возрождения. Тогда в Европе активно исследовалась античная история, вследствие чего появились первые монументальные изображения событий истории. Великий художник Раннего Возрождения Андреа Мантенья создал единый цикл из девяти изображений побед римского полководца Цезаря "Триумф Цезаря" (1485-1492 г.г.).  Изучив художественное наследие античности, Мантенья нашел стилистическое решение: композиции полотен похожи на древние рельефные фризы. Рафаэль написал для одного из помещений Ватиканского дворца фреску "Афинская школа", где изобразил спор древнегреческих философов Сократа и Платона, и фоном этой сцены служили вымышленные античные архитектурные сооружения. Живописец пытался воссоздать дух античного времени,  где значимость человека и его мировоззрения ценились прежде всего. Пьеро делла Франческа для базилики Сан-Франческо в г. Ареццо написал фреску "Победа императора Константина над Максенцием" (1452-1459 г.г.), где изобразил знаменательное событие из истории христианства IV века. Триптих П. Уччелло "Битва при Сан-Романо" (1456-1960 г.г.) отобразил значимую для Флоренции победу, одержанную горожанами над г. Сиеной.

Историческая живопись в XVII - XVIII веках

Как любой вид искусства, в XVII столетии историческая живопись развивается в двух фундаментальных стилях: классицизме и барокко.

- Патетика, мощь, сила и бурная динамика, часто высокая аллегоричность форм и образов присущи творениям П. П. Рубенса, таким как "Похищение дочерей Левкиппа" и "Битва греков с амазонками" (около 1619-1620 г.г.), циклу полотен, посвященных Марии Медичи (1622-1625 г.г.). 

- Обращался к библейским и евангельским сказаниям и Рембрандт, заставляя задумываться о судьбах человечества и отдельных людей. Также Рембрандт пытался передать духовность тех времен, дух события истории в картинах "Возвращение блудного сына" (1668-1669 г.г.), "Артаксеркс, Аман и Эсфирь" (1660 г.).

- Веласкес в Испании создал великолепный шедевр на историческую тему "Сдача Бреды" (1634 г.).

- Родоначальник французского классицизма Н. Пуссен преимущественно писал картины на исторические темы. Свое вдохновение Пуссен черпал из произведений античного искусства и творчества мастеров эпохи Возрождения, которые подвигли его на создание полотен, пропитанных гармонией, уравновешенностью, суровым героическим духом исторических побед: "Похищение сабинянок" (1634-1635 г.г.), "Великодушие Сципиона" (около 1640-1645 г.г.), "Смерть Германика" (около 1628 г.) и другие полотна.

- Творчество Ж.Л. Давида поддержало развитие исторической живописи в стиле классицизма. Давид обратился к античной истории и нашел множество примеров доблестных подвигов, могущих служить примерами героизма для следующих поколений: "Клятва Горациев" (1784 г.), "Сабинянка, восстанавливающая мир между римлянами и сабинянами" (1799 г.).  В картине "Смерть Марата" (1793 г.) Давид передал современному событию исторический масштаб и трагическое звучание, благодаря отказу от бытовых и повествовательных подробностей, строгому лаконизму художественных приемов, величественному духу персонажей.

Эпоха романтизма

Живописцы эпохи романтизма больше описывали драматические события, в которых остро проявлялись человеческие качества характеров персонажей, которые будили в зрителях чувства сопереживания героям полотен, например, "Плот Медузы" Т.Жерико (1818-1819 г.г.), "Резня на о. Хиос" Э. Делакруа (1826 г.).

Начало реализма

Но уже во второй половине XIX столетия многие художники обратились к реализму, к изображению исторических событий без патетики и приукрашиваний.  Например, начиная с 1849 года, А.Менцель пишет цикл из 11 полотен, раскрывающий суть эпохи Фридриха Великого.

Историческая живопись в России

В России историческая живопись появилась во II-ой половине XVIII столетия и заняла лидирующие позиции среди других жанров живописи. Эти позиции полностью соответствовали классицистическим воззрениям эпохи.

Родоначальником исторического жанра в России стал А.П. Лосенко, впервые написав в 1770 году картину на тему из российской истории - полотно "Владимир и Рогнеда", где изобразил одну из сцен исторической пьесы как сюжет из истории России. Позы и жесты персонажей подчеркнуты патетикой и трагическими нотами, выразительными художественными приемами мастера. В 1773 году Лосенко перенес на холст еще один сюжет из исторической "Илиады" Гомера  -  "Прощание Гектора с Андромахой", который представляет идеального для классицизма персонажа, пренебрегающего личными чувствами ради служения обществу.

Последователи А.П. Лосенко

Принципы классицистической исторической живописи укрепили и развили далее ученики и сторонники Антона Лосенко:

- И.А. Акимов: в 1773 году, в картине "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев";

- П.И. Соколов: в 1777 году, в картине "Дедал привязывает крылья Икару";

- Г.И. Угрюмов: в 1793-1800 годах, в картинах "Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", "Призвание Михаила Федоровича на царство", "Взятие Казани", "Испытание силы Яна Усмаря".

На всех полотнах ярко читается преобладание приемов драматизма и театрализации: чрезмерная образность жестов, фокусирование на главном, сценичность в распределении света и пространства.

Историческая живопись I-ой половины XIX столетия в России

Первая половина XIX столетия ознаменовалась укреплением академизма в исторической живописи. Представители жанра академизма:

- А.И. Иванов: в начале 1800-х годов, полотно "Смерть Пелопида"; примерно в 1810 г., картина "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году"; в 1812  г. полотно "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей";

- А.Е. Егоров: в 1814 году, полотно "Истязание Спасителя"; в 1830-е г.г., картина "Отдых на пути в Египет";

- В.К. Шебуев: в 1839 году, картина "Подвиг купца Иголкина".

Романтическая эпоха исторической живописи в России

Стиль живописи "романтизм" привлекает внимание художников к поворотным событиям, как в истории человечества, так и в судьбах отдельных людей. В эпоху романтизма были написаны три прославленные картины: А.А.Ивановым в 1837-1857 г.г. "Явление Христа народу"; Ф.А.Бруни в 1827-1841 г.г. "Медный змий" и К.П.Брюлловым в 1830-1833 г.г. "Последний день Помпеи".

Например, в картине Брюллова показана не столько природная катастрофа, сколько гибель всей античной цивилизации. Вся композиция полотна согласуется с законами классицизма, а романтизм просматривается в четких цветовых контрастах, в эффектах освещения. Погибающие персонажи картины проявляют героизм, благородство, величие души в последний час.

А.А.Иванов в своей работе обращается к самым истокам христианства, к началу начал новой эры, к новому завету для человечества, объявленному Спасителем. Он привлекает внимание людей к гармонии окружающего мира, к прекрасной природе, где есть все для счастья, любви и милосердия. Относительно живописных приемов, можно отметить, что полотно предвосхищает появление пленэрной живописи во II-ой половине XIX века.

Что касается полотна Бруни, то люди на картине запечатлены на стыке своих жизни и смерти, в тяжелейший момент испытаний. Экспрессия жестов, поз и движений, эффектные драпировки повторяют авторские приемы Брюллова.

Позднее, эти приемы стали использовать салонные живописцы, превратив их в часто применяемые штампы, вплоть до конца XIX столетия. Например, Ф.А.Мюллер в картине (1856 г.) "Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на о. Патмос во время вакханалий"; Г.И. Семирадский (1872 г.) "Римская оргия блестящих времен цезаризма" и картине (1889 г.) "Фрина на празднике Посейдона"; С.В. Бакалович (1891 г.) "Гладиаторы перед выходом на арену" и К.Е. Маковский (1888 г.) "Смерть Ивана Грозного".

Развитие исторической живописи в России

Начиная со II-ой половины XIX столетия, русские живописцы обратились к национальной истории. Художники начали исследовать документальные свидетельства исторических событий, предметов культуры, памятников искусств и письменности. А развитие портретной живописи привело к обострению психологизма в работах исторической тематики.

В I-ой половине XX века, некоторые художники исторического жанра концентрируются на трагедийной, героической составляющей исторических эпизодов. Например, П.Д. Корин (1932 г.) "Русь уходящая"; триптих (1942-1943 г.г. ) "Александр Невский"; А.П. Бубнов (1943-1947 г.г. ) "Утро на Куликовом поле".

В 30-50-х годах прошлого века, живописцы - носители социалистического реализма -  возродили традиции академизма в работах исторической живописи. Художники II-ой половины XX века - начала XXI века наполняют свои творческие работы сложным философским содержанием с использование символов (Т.Г. Назаренко, В.Е.Попков и другие).

Список художников данного направления:

Заголовок Дата создания
Александр Андреевич Иванов 19 Июнь 2013