Классицизм

Классицизм – художественный стиль XVII – начала XIX столетий в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было использование форм античного искусства как  эталон эстетики и этики. Классицизм развивался в условиях острой полемики со стилем барокко, став целостной системой художественной культуры во Франции, в XVII веке. Принципы рационалистической философии, лежащие в основе классицизма,  сформировали определение художественного произведения классического стиля как симбиоз логики и разума, торжествующих над изменчивостью чувственных восприятий и хаоса жизни.

Принципы классицизма

Поиск всюду разумного начала и идеализация эталона стиля обусловили устойчивые нормы требований к эстетике и этике (подчинение страстей законам мироздания, разуму, долгу, личного – общему) и строгую регламентацию художественных инструментов и правил. В Париже были основаны Королевские Академия живописи и скульптуры (1648 г.) и Академия архитектуры (1671 г.), деятельность которых укрепляла теоретические доктрины классицизма.

Классицизм в архитектуре характеризуется ясностью объемной формы и логичностью планировки, а главная роль отводится ордеру, который ненавязчиво и тонко подчеркивает общую композицию сооружения (зодчие: Клод Перро, Франсуа Мансар, Франсуа Блондель, Луи Лево).

Уже во II-ой половине XVII столетия французский классицизм нашел удачные приемы сочетания со стилем барокко (пространственные параметры), которые отразились в работах архитекторов Андре Ленотра и Жюля Ардуэн-Мансара, зодчих Версаля.

В XVII – начале XVIII столетий классицизм утвердился в архитектуре Англии (архитекторы Иниго Джонс и Кристофер Рен) и Голландии, где он органически совмещался с палладианством; Швеции (Никодемус Тессин Младший).

Основными элементами моделирования форм классицизма в живописи стали линия и светотень. Пластика фигур и предметов отчетливо проявлена благодаря локальному свету, который также разграничивает пространственные планы картины. Основоположник классицизма и выдающийся мастер XVII столетия Никола Пуссен в своих работах гармонично сочетал общую композицию произведения с высоким философско-этическим содержанием, а живописец Клод Лоррен создавал «идеальные пейзажи».

Неоклассицизм

В XVIII - начале XIX столетия классицизм стал общеевропейским стилем (зарубежное искусствоведение именует его уже «неоклассицизмом»), который был преимущественно сформирован под мощным влиянием эпохи Просвещения, но фундаментом неоклассицизма служила французская культура.

Архитектура стала более изысканной, утвердились свежие направления в возведении общественных зданий, жилых особняков, городских площадей (Жак-Жермен Суфло, Габриэль-Жак Анж). Продолжились поиски безордерных форм архитектуры, обозначились общие устремления к простым линиям. Можно отметить, что творчество Клода-Никола Леду, с его строгими стереометрическими формами, предвосхищало появление ампира – позднего классицизма.

Лиричность неоклассицизма и гражданский пафос классицизма органично переплелись в пластике скульптур Жана-Батиста Пигаля и Жана-Антуана Гудона, в тонкодекоративных пейзажах Роббера Юбера. Живописец Жак-Луи Давид – лидер французского классицизма – на своих исторических и портретных полотнах подчеркивал мужественность и драматизм своих образов.

Классицизм в европейском искусстве

В XIX столетии живопись в стиле классицизма постепенно вырождается, хотя у нее все еще остаются отдельные приверженцы (Жан-Огюст Доминик Энгр), и становится апологетом официоза или чистым салонным искусством (часто претенциозно-эротическим).

В конце XVIII – начале XIX веков центром европейского классицизма стал Рим, где тон задавали традиции академизма,  в которых умело сочетались строгая идеализация и благородство, изысканность форм (творчество немецкого живописца А.Р. Менгса, скульпторов – итальянца А.Кановы и датчанина Б. Торвальдсена).

Для немецкой архитектуры эпохи классицизма присуща суровая монументальность сооружений Карла Ф. Шинкеля, для живописи и скульптуры – элегичные настроения и созерцание: портретная живопись Вильгельма и Августа Тишбейнов, скульптура И.Г.Шадова.

Английский классицизм проявляется в использовании форм древней антики в возведении сооружений (Роберт Адам); парковые усадьбы в духе палладианства У. Чеймберса, строгие, но изысканные, рисунки Дж. Флаксмена; керамика Дж. Уэджвуда.

В искусстве Италии, Бельгии, Испании, США, стран Скандинавии развивались собственные варианты классицизма.

Русский классицизм (1760-1840 г.г) тоже внес заметный вклад в историю развития мирового искусства.

Начиная с 1830 года, классицизм начинает терять свои лидирующие позиции в искусстве и вытесняется многоликими формами архитектурной эклектики.

В конце XIX - начале XX веков художественные традиции классицизма нашли свое достойное отражение в неоклассицизме.

Список художников данного направления:

Заголовок Дата создания
Никола Пуссен 22 Март 2013