Концептуальное искусство

Концептуальное искусство стало ведущим направлением в искусстве в 60-70 годах XX столетия. В основе концептуализма лежит принцип важности самой концепции произведения, а не художественных приемов в ее реализации. В концептуальном искусстве художник рассматривается не как создатель художественного произведения, а как генератор новых идей. Философия, политика, психоанализ, природа, все формы бытия дают свежие идеи, которые можно воспроизвести любым образом, любыми способами и художественными приемами (с помощью видео, текстов, объектов, перфомансов).

Созданные произведения или выставляются в галереях, или создаются «на местности», тогда пейзаж становится частью общей композиции произведения (др. название site-specific art). Представители направления – Дэн Грэхем и Джозеф Кошут.

Концептуализм стал интернациональным движением XX столетия, реализованным и в литературе, и в областях пластических искусств. Художественные произведения концептуального направления часто вызывают определенное недопонимание и дискомфорт у зрителя, но не вследствие раздражающего (часто довольно непривычного) внешнего облика, а вследствие других правил восприятия, идущих вразрез с укоренившимися привычками восприятия произведений искусства. Эти правила не базируются на непосредственном восприятии, не обращаются к эмоциям сопереживания, не принимают традиционные оценки эстетики.

Инструменты и средства концептуализма

Концептуальное искусство объединяет два процесса в один, неделимый: творчество и исследование творчества. Согласно таким установкам, концептуальные произведения часто принимают самый причудливый и непредсказуемый облик: фотографий, графиков, текстов, схем, телеграмм, ксероксов, репродукций, цифр и других разнообразных объектов без функционального назначения. Такие произведения воплощаются в реальность как свободное толкование знакомых вещей, художественный жест без определенной пластической формы.

Многие концептуальные работы демонстрируются в среде, частью которой они часто и являются: на улицах, дорогах, в парках, горах и лесах, на полях и побережьях морей и озер и пр. Художники-концептуалисты часто используют природные материалы без какой-либо обработки – земля, трава, снег, хлеб, пепел от костра и т.п.

Основной посыл концептуализма

В основе концептуального искусства – проект идеи, творческий замысел как таковой. Он может быть выражен техническим рисунком, документами, словами, фотографией. В концептуалистическом художественном произведении фиксируется сама мысль художника, проявление интеллекта, сам процесс мышления, в который вовлекается зритель.

Концептуализм, как и минимализм, стал развиваться как направление в искусстве во II-ой половине 70-х годов прошлого века. Известнейший представитель концептуализма – Джозеф Кошут (США), который на место объекта или рядом помещал его энциклопедический аналог или характеристику. Он изобразил «искусство», «стул», «чашка» и др. Художественное произведение «Один и три стула»  (1965 г.) представляет собой медный согнутый стул, фотография этого стула в натуральную величину и его словарное определение. Художник задает вопрос, какой из трех стульев настоящий – сам предмет, его изображение или его описание? Ранее представляли и предметы, и их изображения, а вот определение, идею предмета – еще нет.

Другой известный концептуалист – Кристо. Кристо выбирал для своих произведений простые предметы: коробки, жестянки и т.п., которые он заворачивает в различные материалы, покрывает плеткой, связывает сетками… Скрывая предметы, он придает им загадочность, скрытность, прелесть. Такие работы невозможно сделать коммерческими, брать деньги за просмотр. Кристо говорит, что никто не может быть владельцем своих работ, даже он. Искусство – свобода, а свобода суть враг собственника. Собственник сравнивается с постоянством.

Московский концептуализм

Основные пути реализации концептуализма – объект, картина, инсталляция, перформанс. Московский концептуализм в своей основе – слова и форма без всякого смысла, абсурд. Ничегонеделанье, пустые пространства, молчание – вот формы, которыми концептуалисты привлекают внимание зрителей на возможность существования культурных пространств без идеологии. Концептуалистические произведения часто представлены проектами, жестами, идеями, только указывающими на возможности, на вероятность возникновения искусства.

Важный компонент московского концептуализма – бесцельная игра. Игра – это просто активная жизнь, подтверждающая цель человеческого существования, поскольку «искусство как идея» - продукт человеческой жизни.

Последователи московского направления: Андрей Монастырский, Римма и Валерий Герловины, Илья Кабаков, группа «Коллективные действия» и ТОТАРТ.

Список художников данного направления:

Категория находится в стадии заполнения.