Кубизм

Кубизм (от фр. "cubisme", cube – куб) как художественное направление в искусстве Франции, зачали французские художники Пабло Пикассо и Жорж Брак в начале XX столетия. Замечание критика о работах Жоржа Брака как о "представлении городов, домов и фигур геометрическими схемами и кубами" привело к возникновению нового термина в искусстве.

Художественная концепция кубизма

Концепция кубизма выстраивалась на художественных попытках отыскать пространственные формы и модели предметов и явлений, выражающих все многообразие жизни и сложность человеческих чувств и эмоций. В своей сущности кубизм – это примитивное восприятие мира посредством форм геометрически совершенных фигур. Первоисточниками кубизма стали живопись Поля Сезанна и африканская скульптура, впечатления от которой были отражены Пабло Пикассо в его знаменитых "Авиньонских девицах". Именно эта картина и положила начало кубизму.

Развитие кубизма

Кубизм пережил в своем развитии три периода: сезанновский период (1907-1909 г.г.), аналитический период (1909-1912 г.г.) и синтетический (1913-1914 г.г.) период. Каждый период отражал определенную эстетическую концепцию.

Первый – сезанновский период – характеризовался несколько массивными, упрощенными формами в виде пересечений прямых линий с различными изломами. Представители: Пабло Пикассо, Жорж Брак.

Второй – аналитический период – отличался более детальным изображением объектов, позволяющим стирать границы между формами и пространством. Так художник проникает в структуру вещей, анализируя ее, чтобы "найти в вещах самые устойчивые элементы". Представители периода: Пабло Пикассо, Альбер Глез.

Синтетический период основным своим приемом сделал коллаж. Произведения составлялись из разнородных фрагментов, выполненных разнообразными материалами (куски обоев, обрывки газет и части одежды, наклейки и спичечные коробки, всевозможные фактуры и имитации). Художник воплощал свои знания о действительности всеми доступными способами. Синтетический кубизм пытался обогатить реальность изображениями объектов новой эстетической ценности и сделать эти объекты такой же реальностью, которая возбуждает воображение зрителя для новых объектов реальности. Представители: Жорж Брак, Хуан Грис, Джино Северини, Пабло Пикассо, Юрий Анненков.

Теоретические основы кубизма

Теоретические основы кубизма были изложены в книге "О кубизме" (1912 г.), где сами представители направления (Альбер Глез и Жан Метценже) изложили идеи кубизма. В 1913 году была опубликована статья  Г. Аполлинера "Художники-кубисты", где критик подробно описывал современную живопись Франции.

Н.А. Бердяев, русский философ, назвал стиль кубизма "самой радикальной революцией". Кубизм отвергал традиции в живописи, провозглашал создание независимых, самостоятельных реалий в живописи, тем самым открывая путь другим художественным направлениям XX столетия – абстракционизму, дадаизму и реди-мейду.

Список художников данного направления:

Заголовок Дата создания
Александр Васильевич Куприн 28 Май 2013
Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек 16 Апрель 2013